Хадис про одежду женщин


Опубликовано: 23.09.2017, 13:39/ Просмотров: 1297

Пророк Мухаммад говорил: «Воистину, вы предстаете перед своими братьями [перед людьми]! Пусть же будет хорошим (исправным) ваше средство передвижения, пусть будет хорошей [подобающей месту и времени] ваша одежда, чтобы вы стали примером для других (достигните же в этом такого уровня, когда вы станете родинкой) [украшением общества, в котором живете]. Воистину, Аллах (Бог, Господь) не любит непристойность, неприличие, неряшливость»[1].

Каждому прочитавшему этот хадис рекомендую встать перед большим зеркалом, оглядеть себя с головы до ног и спросить — является ли человек, отражение которого я вижу в зеркале, украшением общества? Тем, у кого есть собственный автомобиль, рекомендую посмотреть взглядом постороннего на салон, затем открыть багажник авто и, оглянув содержимое, задаться вопросом: хозяин такого авто может ли быть образцом для подражания? Если ответы ваши не будут соответствовать сунне заключительного Божьего посланника, то есть украшением общества вас не назовешь, то не расстраивайтесь — пока мы живы, каждый из нас имеет возможность исправиться и стать лучше. Главное — не ограничиваться сухой теорией или эмоциями, а переходить к делу, двигаясь к достижению цели каждый день[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Не войдет в Рай[3] тот, в сердце которого есть хотя бы пылинка (ничтожное количество) высокомерия[4]. И не войдет в Ад [не окажется на низших степенях Ада; не окажется навечно в Аду] тот, в ком есть [на момент его смерти, до начала процесса выхода души из бренного тела] хоть пылинка (ничтожное количество) веры [в Бога и Судный День[5]>]». Человек спросил: «Мне нравится, когда на мне надета красивая одежда и красивая обувь». Пророк ответил: «Поистине, Аллаху (Богу, Господу) присуще лишь красивое (изящное, совершенное), и Он любит красоту. [То есть любовь человека к красоте, к чему-то изящному, хорошему, аккуратному не есть проявление гордости, надменности.] А высокомерие — это неприятие правды [упрямое несогласие с тем, что очевидно] и пренебрежительное отношение к людям [вне зависимости от того, какой они национальности или вероисповедания]»[6].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле)[7], и проявляет через это высокомерность (надменность) [будто он — король, а все остальные — пешки], на того Бог не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]»[8]. Во время произнесения Пророком этих слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие»[9].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Всевышний не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)»[10].

В своде хадисов имама аль-Бухари приводится описание того, как «Пророк (да благословит его Творец и приветствует) во время солнечного затмения поспешил в мечеть, и одежда его при этом волочилась по земле»[11].

То есть одежда его была такой длины, что волочилась по земле. Данный хадис — весомый аргумент в пользу того, что главным с канонической точки зрения является намерение и настрой человека, а не длина его брюк или иного одеяния.

Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими»[12]. То же самое касается и тех, кто в качестве вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур. Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для сокрытия), а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны, экстрамодности или вызывающей необычности одеяния.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «А что ниже щиколоток, то — в Аду»[13].

Мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию. Данный хадис растолковывается именно в таком ракурсе[14]. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом и традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т. п. И только Всевышнему ведома истина»[15].

Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) наставлял: «Ешьте, пейте, одевайтесь и давайте милостыню, но без расточительства и без проявления высокомерия (надменности, кичливости)»[16].

Однажды пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует), подняв в правой руке шелк [натуральный шелк], а в левой — золото, сказал: «Поистине, эти две вещи являются запретными (харам) для мужчин из числа моих последователей»[17].

Пророк (да благословит его Господь и приветствует) говорил: «Золото и шелк [натуральный шелк] разрешаются для женщин из числа моих последователей и запрещены для мужчин»[18].

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Появятся среди моих последователей люди (народы), которые позволят себе (будут считать разрешенным) прелюбодеяние, натуральный шелк, употребление спиртного [включая все, что опьяняет рассудок][19] и струнные инструменты [музыкальные инструменты]. Вне всяких сомнений, спустятся люди (народы) к подножию высокой горы (расположатся у подножия высокой горы). Вернется к ним вечером [пастух] с их стадом. Придет к ним [бедный, нищий] со своей нуждой, а они ему ответят: «Приходи завтра!» Ночью же обрушит Всевышний на них гору [у подножия которой они находятся], а остальных [кто из них останется в живых] превратит в обезьян и свиней до Конца Света [возможно, здесь аллегория, имеется в виду, что они потеряют нормы морали, так и не приобретя их до конца своей жизни]» [20].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, аль-Хакима и др. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 337, хадис № 4089, «да‘иф»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 152, хадис № 2539, «сахих»; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 3. С. 503; ат-Табарани С. Аль-му‘джам аль-кябир. Т. 6. С. 95, хадис № 5617; Ибн Абу Шейба А. Аль-мусаннаф фи аль-ахадис ва аль-асар [Свод хадисов и повествований]. В 8 т. Бейрут: аль-Фикр, 1989. Т. 4. С. 595, глава № 13, хадис № 220.

[2] Наиболее любимо пред Богом то, что постоянно, даже если оно мало. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 2. С. 138.

[3] Имеются в виду высшие уровни райской обители. См.: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 12. С. 494.

[4] Напомню, что чувство собственного достоинства и высокомерие — это разные вещи.

Чувство собственного достоинства — благодарное и почтительное отношение к самому себе, сознание собственного достоинства, своей ценности; самоуважение.

Высокомерие — пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность в своем превосходстве над ними.

[5] Всего в Исламе шесть главных постулатов веры. Подробнее о них читайте в моей книге «Как увидеть Рай?».

[6] Хадис от Ибн Мас‘уда; св. х. Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 584, хадис № 2004, «хасан сахих»; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 гг. по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 1. С. 460, хадис № 224, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 63, 64, хадисы № 147–(91) и 148–(91).

[7] В хадисе употреблен глагол «джерра», который переводится как «тащить, тянуть, волочить», «влечь за собой».

[8] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1849, хадис № 5791; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 865, хадис № 43–(2085); ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, «сахих».

[9] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847, хадис № 5784; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 2/791.

[10] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5788; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 866, хадис № 48–(2087); аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 3/792.

[11] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847, хадис № 5785.

[12] См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548–550, хадисы № 2/791, 3/792 и 6/795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60–63, хадисы № 2085 (42–46), а также пояснения к ним.

[13] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1848, хадис № 5787; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.

[14] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 316, 318.

[15] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 462.

[16] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1847; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 13. С. 310–312.

[17] Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ан-Насаи, Ибн Хаббана и Ибн Маджа. См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 444, хадис № 4057, «сахих».

Подробнее об использовании мужчинами натурального шелка читайте в моей книге «Мужчины и Ислам».

[18] Хадис от Абу Мусы; св. х. Ахмада, ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. См.: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 23, хадис № 272, «сахих»; С. 266, хадис № 4357, «сахих».

[19] Канонически употребление спиртного относится к тому, на что наложен абсолютный запрет. Применение спирта возможно лишь в медицинских целях.

[20] См.: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 4. С. 1794, хадис № 5590.


Источник: https://umma.ru/hadisy-pro-odezhdu-i-vneshnij-vid/



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

40 достоверных хадисов о браке. Хадисы об отношении к женщинам, хадисы Как снять опухоль после вырывания зуба

Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин Хадис про одежду женщин